Чайковский и Дезире Арто: короткий роман. История отношений композитора и певицы

Zhenshhiny-Chajkovskogo-dezire-arto
В судьбе Чайковского лишь несколько женщин оставили свой след. И причиной этому была, конечно же, нетрадиционная ориентация Чайковского.

Среди немногочисленных женщин Чайковского свое особое место занимает бельгийская оперная певица Дезире Арто (Désirée Artôt).

Роман Чайковского с Дезире Арто


Чайковский был представлен Дезире Арто в 1868 году во время ее пребывания в Москве с концертами. Чайковский был тут же очарован ее талантом и обаянием. В 1868 году Чайковский посвятил Дезире Арто свой Романс фа-минор (Op.5).

Чайковского восхищала личность Дезире Арто и ее талант. Он увлекся певицей, но скорее - ее талантом и известностью, чем ее красотой и женственностью. 

Чайковский и Арто начали видеться в доме Бегичев весной 1868 года. Однако в своих письмах Чайковский впервые упоминает имя Арто только осенью этого года. Именно тогда композитор обратил внимание на обаятельную и харизматичную Арто.



Начало отношений Чайковского и Дезире Арто


Вот что писал сам Чайковский о Дезире Арто в начале их общения:

25 сентября 1868 года в письме брату Анатолию: «Арто — великолепная особа; мы с ней приятели»

21 октября 1868 года снова в письме к брату Анатолию: «Я очень подружился с Арто и пользуюсь ее весьма заметным благорасположением; редко встречал я столь милую, умную и добрую женщину»

В ноябре 1868 года в письме брату Модесту: «Ах! Модинька (чувствую потребность излить в твое артистическое сердце мои впечатления), если б ты знал, какая певица и актриса Арто! Еще никогда я не бывал под столь сильным обаянием артиста, как в сей раз. И как мне жаль, что ты не можешь ее слышать и видеть. Как бы ты восхищался ее жестами и грацией ее движений и поз!».

Чайковский говорил об Арто: «Мне трудно понравиться, но эта женщина прямо с ума меня свела. Ей-богу, я никогда не представлял себе, что могу до такой степени увлечься. Когда она поет, я испытываю нечто совсем еще мне неведомое! Новое, чудное!.. А какая у нее рука!.. Я давно такой не видывал! Одна эта рука, с ее грацией во всяком движении, способна заставить меня позабыть все на свете».

Что говорили современники о  Дезире Арто?


Вот что писали знакомые Чайковского, которые знали и Дезире Арто: 

Герман Ларош: [Арто была] «как бы олицетворением драматического пения, богинею оперы, соединившей в одной себе дары, обыкновенно разбросанные в натурах противуположных». 

...«тридцатилетняя девушка с некрасивым и страстным лицом».

Певец Де Лазари: «действительно, было чем увлекаться. В этой несравненной певице совместилось все: и голос, нежный, страстный, проникающий в душу, и сценический талант, равного которому я не знаю, и колоратура, которой она могла сравняться с одной Патти, и музыкальность»

«лицом она была некрасива: нос ее был широк, губы немного слишком толстые, но, несмотря на это, в выражении глаз, в манерах, изящных и грациозных, в обращении со всеми, в умении каждому сказать милое слово, приветливо поклониться… было столько прелести, что обаяние ее распространялось решительно на всех».

«забыв все подробности, я как теперь вижу лица Арто и Чайковского, смотрящих друг на друга, их взаимное смущение во время разговора и сияющие восторгом глаза». 



Планы о свадьбе Чайковского и Дезире Арто


Увлечение Чайковского певицей Арто стало очевидным в ноябре 1868 года. Об их романтических отношениях уже стало известно всем. А уже в начале декабря появились слухи о женитьбе Чайковского и Дезире Арто. 

Чайковский сделал предложение Арто, несмотря на то, что некоторые его друзья были против этого брака. Его старший наставник, Николай Рубинштейн, отговаривал Чайковского от этого поступка. Рубинштейн был уверен, что брак в иностранной оперной звездой положит конец карьере Чайковского как русского композитора, так как он будет находиться в тени известной жены.   

В декабре 1868 года Чайковский писал брату Модесту: «...все свободное время я посвящал одной особе, о которой ты, конечно, слышал, и которую я очень, очень люблю».

26 декабря 1868 года Чайковский писал отцу: «Само собой разумеется, что тут же возник вопрос о законном браке, которого мы оба с ней весьма желаем и который должен совершиться летом, если ничего тому не помешает. Но в том-то и сила, что существуют некоторые препятствия. 

...я привязался к ней всеми силами души, и мне кажется, в настоящую минуту невозможным прожить всю жизнь без нее, с другой — холодный рассудок заставляет меня призадуматься над возможностью тех несчастий, которые рисуют мне мои приятели...».


О каких препятствиях идет речь? Известно, что мать Арто была настроена против Чайковского. И причинами этого называют как клевету недоброжелателей, так и вероятность того, что мать узнала о нетрадиционной ориентации Чайковского. 

Каковы бы ни были причины, мнение матери для Дезире Арто было очень важно. Это дало трещину в их отношениях. 

И хотя Дезире Арто говорила Чайковскому, что любит его и что будет принадлежать только ему, но при этом она не хотела расстраивать свою мать. Арто попросила Чайковского дать ей время, чтобы мать "смягчилась". Это помогло, и отношения композитора с матерью Арто начали налаживаться. Свадьба была запланирована на лето. 

Разрыв отношений 


Вскоре Арто уехала с гастролями в Варшаву в начале 1869 года. А в январе Чайковского ждала неожиданная новость. 

Как оказалось, ветреная и пылкая Дезире Арто в январе 1869 года вышла замуж за оперного певца из труппы - Мариано Падилла-и-Рамоса.

Вот что говорил об этом друг Чайковского - Николай Рубинштейн, который когда-то отговаривал Чайковского от брака с оперной звездой: "Арто замуж вышла! И знаешь за кого? Падиллу! Ну, не прав ли я был, когда говорил тебе, что не ты ей нужен в мужья?! Вот ей настоящая партия, а ты нам, пойми, нам, России, нужен, а не в прислужники знаменитой иностранке”. 

Любопытно, что Чайковский, который был поражен этой новостью, уже через несколько дней ходил как ни в чем не бывало - спокойный и занятый творчеством. 

Разрыв с Арто, очевидно, причинил страдания Чайковскому, несмотря на то, что их отношения были число платоническими.

В октябре 1869 года, спустя много месяцев, Чайковский писал о предстоящей встрече с Арто брату Анатолию: "Эта женщина сделала мне много вреда, и я, когда увидимся, расскажу тебе, — каким образом, но, тем не менее, меня влечет к ней какая-то необъяснимая симпатия до такой степени, что я начинаю с лихорадочным нетерпением поджидать ее приезда. Увы! Это все-таки не любовь".

Встречи с Арто спустя годы


Через 6 лет Чайковский снова встретился с Дезире Арто. Это призошло в Москве в 1875 году. В декабре 1875 года Чайковский писал брату Анатолию:"Вчера здесь дебютировала Арто, которая потолстела до безобразия и почти потеряла голос, но талант взял свое". 

Они снова встретились уже в 1888 году. Чайковский написал для Арто 6 романсов. Их отношения были дружескими.  


Это была "летопись" и интересные факты из жизни Чайковского, касающиеся короткой и стремительной истории отношений Чайковского и Дезире Арто. 

Среди женщин Чайковского Дезире Арто - особенная фигура. Романтические отношения с оперной певицей Арто это, пожалуй, одна из самых ярких страниц в личной жизни Чайковского.  

2 комментария:

mister mau kis комментирует...

Спасибо Вам очень интересно. А как бы это-если можно у вас позаимствовать и перепостить к себе-так можно? Или укажите Источник .чтобы я не у вас взял бы а у других м.б у офиц. сайтов или в социал.сетях. С уважением к вам блогер- Борис.

Админ комментирует...

Дорогой друг, это наш авторский материал. Частичное копирование с сайта возможно при указании гиперссылки в вашей публикации на эту статью (аналогично с другими статьями). Копирование полностью статьи целиком - это плагиат. Поэтому мы не можем дать согласие на полное копирование статей, сами понимаете.